Новые медиа. Как удержать внимание читателя


2016-08-15

Новые медиа. Как удержать внимание читателя

Несколько правил, которые помогут удержать внимание пользователя.

Правило 1. Соответствие заголовка/лида содержанию материала

Чтобы привлечь трафик, редакторы играют заголовками, то есть пробуют разные формулировки для соцсетей, баннерных блоков. Заголовок всегда можно сделать чуть поострее, главное, чтобы пользователь кликнул и перешел на статью.

Заголовок формирует у пользователя ожидания. Если материал не отвечает ожиданиям, читатель не получит то, за чем пришел, что провоцирует недоумение и разочарование.

Для материала с обзором автомобильныхновинок Авто Mail.Ru использует заголовок: «Автосалон в Токио: вы тоже скажете „Вау!“». В статье — рендеры и фото концепт-каров, несколько видео, но в общем нельзя сказать, что иллюстрации фантастические. Еще один шаг в будущее, но определенно не «вау». В статье много текста, а заголовок сулил зрелище. В результате половина пользователей не дочитали материал до середины.

Леди Mail.Ru использовали заголовок: «Главные заблуждения о женщинах, в которые все верят». Пользователь ожидает увидеть список заблуждений и, вероятно, разоблачений. На самом деле статья «Главные мифы о женской психике: почему мы в нихверим» — объяснение, как работает женская психология. В результате половина пользователей также не дочитали материал до середины.

Еще пример Леди Mail.Ru, статья «За кадром: секреты профессиональной съемки макияжа». Этот заголовок не работал. Редакция заменила его на «Как выглядит модель до и после макияжа (фото)». Кликабельность заголовка намного выросла, но читатели уходили со страницы, едва ее открыв. Несмотря на то что в материале действительно были фото моделей до и после макияжа, читатель ждал фотоподборку в стиле «было/стало». Не найдя ее, уходил.


Правило 2. Текст в первом экране

Прочитав заголовок и перейдя по ссылке за подробностями, читатель не склонен терять время на то, чтобы скроллить фото из стока, которое редактор разместил между лидом и началом текста — «потому что так красиво». Чем быстрее начнется знакомство с содержанием, тем выше шанс, что читатель не уйдет.

Редакциям нужно заботиться о том, чтобы читатель видел текст в первом экране. Оценивая верстку, лучше смотреть на маленькие экраны (1240 х 768) и на то, как статья выглядит на экране мобильного устройства.


Правило 3. Текст, разбитый на блоки

Структурировать текст — значит разбить его на небольшие смысловые блоки, как книгу на главы. Структура создает ощущение порядка, чувство, что чтение будет легким.

В каждом блоке раскрывается одна идея. Каждый блок сопровождается cвоим заголовком.


Правило 4. Транзитивные заголовки

Подзаголовки в статье — это, по сути, ее тезисный план. Они дают возможность читателю пробежать текст глазами, понять, о чем статья, и выбрать, какую ее часть прочитать. Нашел интересный кусок — углубился в чтение. Стало неинтересно — перешел к следующему подзаголовку. Или пробежал глазами все подзаголовки, выбрал интересные фрагменты — вернулся к ним и прочитал.

Заголовки могут быть назывными и транзитивными. Назывной заголовок отвечает на вопрос «О чем говорится?», транзитивный — «Что именно говорится?».

Пример. Гороскоп на 2016 год.

Назывной заголовок: «Раки: звезды вас удивят». Читатель делает вывод: дальше в тексте — гороскоп этого знака. Что сулят звезды — не понятно.

Транзитивный заголовок: «Раки: вас ждет богатство». Основная мысль ясна. Хочешь подробностей — читаешь дальше.

Может показаться, что назывные заголовки сохраняют интригу и заставляют вчитываться. На самом деле читатель хочет подробностей, и быстро. Если он просканировал заголовки, но не уловил, в чем суть материала, едва ли станет вникать в текст.


Правило 5. Короткие емкие абзацы

Абзац, в котором около десяти строк, воспринимается как текст, над которым предстоит попотеть: собраться с мыслями, долго вникать. Короткие блоки визуально легче. Есть чувство, что ты сможешь их быстро осилить.

Читатель скользит глазами по первым строчкам абзаца. Поэтому главную мысль нужно выносить в начало блока. Тогда смысл статьи не ускользает при любой скорости чтения.

Пример. «Среди гаджетов, которые поражают воображение, одним из самых интересных считаем концепт смартфона Nokia Morph, разработанный финским производителем совместно со специалистами Кембриджа. В его создании планируют использовать нанотехнологии, транспарентную электронику и растяжимые материалы, к тому же поверхность смартфона будет самоочищающейся».

VS

«Для Nokia Morph планируют использовать транспарентную электронику и растяжимые материалы. Поверхность смартфона будет самоочищающейся. Концепт гаджета финский производитель разрабатывает совместно со специалистами Кембриджа. Телефон будущего поражает воображение».


Правило 6. Немонотонная верстка

Представьте себе чтение толкового словаря. Из строчки в строчку повторяются строгие определения, а самое бодрое место на странице выделено полужирным шрифтом — слово, подлежащее толкованию. Монотонный текст скучен, не вызывает желания в него вникать.

Таким же образом могут выглядеть заметки, если не приложить достаточно усилий к их верстке. Материал должен предлагать разнообразный опыт и даже при беглом осмотре показывать, что «внутри интересно» и глазу есть за что зацепиться.

Что можно использовать?

Во-первых, выделять цитаты и врезки, акцентирующие главную мысль, для оформления самого текста.

Во-вторых, мультимедиа: фото, видео, коубы. Это может быть редакционный контент или UGC.

В-третьих, интерактивные элементы: ползунок было/стало, интерактивные иллюстрации, когда по клику на картинку появляется подсказка с подробностями, таймлайны, тесты/викторины/опросы


Правило 7. Верстка «текст — мультимедиа — текст — мультимедиа»

Три видеоролика или пять коубов подряд вызывают такую же скуку, как монотонный текст. Нужно чередовать текст и мультимедиа. Если у вас подборка видео, сопроводите ролики короткими текстовыми комментариями. Если лонгрид на 40 000 знаков, позаботьтесь о контекстных иллюстрациях и интерактивных элементах, которые дают возможность отдохнуть от чтения.


Правило 8. Иллюстрации вместо таблиц, списков и статистики

Иллюстрации хорошо считываются, рассматривать картинки интереснее, чем сканировать текст. Иллюстрации эргономичны, читатель тратит на них меньше времени. Редакция тоже. То, что требует от журналиста объяснения на 2000—3000 знаков (3—4 минуты чтения), иллюстрации и инфографики делают доступным для понимания в течение секунд.

Пример. Редакция Hi-Tech Mail.Ru исследовала, как пользоваться бытовой техникой, не расходуя много электричества. Начали с разбора, сколько стоит один киловатт, от чего зависит цена. Вводная часть занимала 4000 знаков и включала в себя четыре таблицы. Читателю нужно было следить за развитием мысли в тексте, узнать из описания свою ситуацию и выяснить стоимость киловатта в таблице.

Текст был заменен инфографикой. Абстрактные киловатты из таблицы перевели в стоимость одной стирки — читателю легче применить это к своему опыту. Чтобы понять, дорогое у тебя электричество или дешевое, нужно потратить несколько секунд.


Правило 9. Фото адекватного размера

Нужно следить за тем, чтобы фотографии можно было рассматривать на маленьком экране. В случае с вертикальными фотографиями и маленькими вьюпортами может быть так, что фото нужно скроллить. Если не видно текста, читатель теряет логику повествования. Фото должны подкреплять и иллюстрировать историю, а не отвлекать от нее.

Опытным путем определено, что фото 4:3 слишком высокие, полностью занимают вьюпорт экрана и часто являются причиной закрытия страницы. Оптимальный размер 16:9.

<br>
http://masterskietexta. livejournal .com/89284.html

← Назад к списку новостей