Вся правда о том, как показатель отказов влияет на ранжирование


2016-05-13

Вся правда о том, как показатель отказов влияет на ранжирование

Вся правда о том, как показатель отказов влияет на ранжирование

 Автор: Адам Стецер (Adam Stetzer), Ph.D. – президент и сооснователь HubShout, лидирующего продавца программного обеспечения для SEO, а также поставщика SEO-услуг. Имеет более чем 15-летний опыт работы в области информационных технологии, где создал не одну корпоративную программу для клиентов, входящих в Fortune 100, включая General Electric, Coca Cola, Pepsi, AT&T, Verizon, Nissan Motors и ChevronTexaco. Занимается разработкой SEO-программ на протяжении последних пяти лет.

По материалам: Search Engine Watch

Вопрос о том, как показатель отказов влияет на ранжирование сайта в выдаче Google, остается открытым по сей день. Эти обсуждения не утихают ни на минуту. Некоторое время назад именно эта тема стала причиной увлекательной дискуссии между владельцем MozРэндом Фишкиным (Rand Fishkin) и руководителем команды качества поиска Google Андреем Липатцевым. 

Входе обсуждения Фишкин признался, что не так давно его компания запустила интересное исследование с привлечением 500 различных пользователей. Каждого из участников попросили осуществить поиск по заданным запросам при помощи любого имеющегося под рукой устройства, будь то: смартфон, планшет или ПК. Затем в результатах выдачи по каждому из запросов пользователей просили кликнуть по ссылке в самой нижней строчке, перейти на сайт и сразу же покинуть его. Показатели видимости этого сайта измерялись в течение нескольких последующих дней.

По итогам эксперимента Рэнду Фишкину удалось выявить целый ряд несоответствий. Более чем в половине случаев позиции сайта в SERP заметно менялись, в тоже время в остальных случаях изменений в позициях не происходило. Отсюда возникает закономерный вопрос: влияет ли показатель отказов на ранжирование сайта в поисковой выдаче и если да, то насколько сильно?

По версии Андрея Липатцева, результат будет различаться в зависимости от поискового запроса. Иными словами, для различных запросов при одном и том же уровне показателя отказов зависимость будет различной. При этом гораздо большее влияние на ранжирование оказывает число переходов на сайт (то есть, пользовательский интерес к ресурсу,) а не показатель отказов.

К примеру, если по определённой тематике насчитывается большое количество запросов, а число упоминаний в социальных медиа – растёт, но при этом у ресурса достаточно высокий показатель отказов, Google будет ранжировать его выше, чем менее релевантный запросу сайт, но с лучшими кликовыми факторами.

По словам Андрея Липатцева, выявить закономерность между изменением позиции сайта в выдаче и факторами, на это влияющими, – реально. Однако, всё же, интернет – гораздо более сложная и разветвлённая экосистема, чем кажется на первый взгляд.

Так что же на самом деле скрывается за метрикой «показатель отказов», и на что этот фактор влияет?

Согласно определению, показатель отказов (англ. bounce rate) – это процентное соотношение количества посетителей, покинувших сайт прямо со страницы входа или просмотревших не более одной страницы сайта.

 

Традиционно в среде специалистов этот показатель принято расценивать как негативный. Владельцы сайтов нередко склонны считать, что если пользователь просмотрел только одну страницу, а затем покинул её – это отрицательно отразится на ключевых метриках сайта; а, возможно, и на всей стратегии продвижения в сети. Возможно, не всё так критично, но доля правды в этой логике есть. Высокий показатель отказов может свидетельствовать о том, что содержимое сайта не соответствует тематике запросов, по которым он продвигается; или же контент на этом ресурсе недостаточно качественный. Как результат, позиции в Google могут ухудшиться.

В Справке Google Analytics дано довольно чёткое определение: показатель отказов – это процент сеансов с просмотром только одной страницы. Там же сообщается, что высокий показатель отказов обычно значит, что на сайте есть проблемы, например с оформлением или навигацией. Но бывают и ложные отказы, когда пользователи быстро находят всю нужную информацию на одной странице и потому не заходят в другие разделы.

В одной из статей, опубликованных на сайте Search Engine Journal, перечислены 9 главных причин, которые способны привести к высокому показателю отказов. Среди них: низкое качество веб-дизайна, неверно подобранная семантика, некачественный контент, наличие ссылок на ресурсы неподходящих тематик и многое другое. Во всех подобных случаях высокий показатель отказов будет лишь дополнительно сигнализировать Google о низком качестве сайта.

Тем не менее, высокий показатель отказов для страницы контактов – дело вполне обычное. Более того, для сайтов, содержащих кнопки CTA, быстрый переход со страницы становится даже преимуществом. Ведь это указывает на то, что пользователь сумел быстро отыскать контактную информацию компании и мгновенно обратился за товаром или услугой. По сути, посетитель быстро получил то, что хотел, и покинул страницу. Во всех подобных случаях нет смысла играть с людьми в хитроумные игры, придумывая, как бы задержать их на сайте подольше.

Однако и здесь всё зависит от тематики: если ресурс информационный, а его цель получить высокий максимально CTR и трафик на страницу, – есть смысл задуматься над инструментами удержания пользователя на странице.

А что же Google?

На следующем этапе возникают вполне закономерные вопросы. Догадывается ли Google о том, каков истинный показатель отказов у вашего сайта? Использует ли поисковик эти знания в ранжировании? Отдельные исследователи рынка склоны давать отрицательный ответ на оба из них.

В наши дни далеко не все представители бизнеса используют Google Analytics, таким образом поисковик не может достоверно отследить статистику по их сайтам. Более того, показатель – настолько неоднозначный и подвижный, что грамотно интерпретировать его можно далеко не во всех случаях. В разных ситуациях показатель отказов будет носить разное значение.

На длительность просмотра страницы пользователем влияет целая совокупность различных факторов и обстоятельств. Причинами того, что посетитель не покидал сайт на протяжении 20 минут, могут стать 2 кардинально разных фактора: 1. контент страницы оказался настолько исчерпывающим, глубоким и релевантным запросу пользователя, что человек увлечённо взаимодействовал с содержимым страницы всё это время; 2. посетитель страницы просто-напросто заснул, поскольку содержимое страницы было крайне скучным и неинтересным. Конечно же, это шутка, но в каждой шутке есть доля правды.

Вот несколько советов, которые помогут добиться заметного снижения показателя отказов. Сначала, самые – популярные и традиционные рекомендации: проверьте скорость загрузки каждой страницы, необходимо, чтобы она была максимально высокой; разработайте удобную и понятную пользователю навигацию на сайте; не переусердствуйте с количеством рекламных баннеров на странице.

Если показатель отказов не влияет на позиции сайта в поиске, вполне закономерно будет определить, какие же факторы всё-таки имеют прямое отношение к ранжированию. Это, прежде всего,

  1. Ссылки – они, по-прежнему, важны и значимы. Качественный ссылочный профиль и наличие входящих ссылок с авторитетных ресурсов способны значительно повысить «репутацию» сайта в понимании Google.
  2. Контент – наличие на сайте качественного содержимого остаётся не просто актуальным фактором, а одной из ключевых составляющих успешного ранжирования.
  3. Алгоритм RankBrain, а точнее, система искусственного интеллекта, созданная Google на базе алгоритмов машинного обучения, которая помогает обрабатывать результаты поиска.

Ни для кого не будет сюрпризом, что грамотная работа с этими факторами способна заметно повысить позиции сайта в выдаче. Тем не менее, сама же концепция RankBrain является относительно новой, и для работы с ней специалистам ещё придётся выработать определённую методологию. Главным образом, она касается работы с содержимым страниц. RankBrain умеет распознавать смысловую и контекстную составляющую результатов поиска. Фильтры этого алгоритма предназначены для комплексного анализа результатов выдачи и способны анализировать релевантность и достоверность содержимого страниц. Принцип работы алгоритма в общем виде выглядит так: система берёт в обработку самые запросы и преобразует их в более короткие. Смысл запросов при этом не искажается. Технология, на базе которой работает алгоритм получила название AI (Artificial intelligence) technology. Появление технологии способствовало новому витку обсуждений и споров, связанных с такой метрикой как «показатель отказов» и её влиянием на результаты выдачи.

По мере того, как аналитики рынка всё больше углублялись в изучение различных показателей и факторов, Андрей Липатцев заявлял, что цель Google сделать показатель отказов более весомым фактором и обеспечить его измеримость. Процедура – не из простых, однако реализовать подход – возможно. «Если мы решим этот вопрос, то в разы облегчим свою жизнь. Но это произойдет не прямо сейчас», – комментирует Андрей Липатцев.

Пожалуй, эти слова вполне могут служить универсальным ответом на вопросы о важности показателя отказов для отрасли в целом. В прочем, о каком бы факторе и показателе не шла речь в контексте SEO, ответ может быть лишь один: каждом отдельном случае результат будет сугубо индивидуальным. Важно постоянно тестировать новые подходы, измерять и анализировать результаты.




← Назад к списку новостей