Статья 1511. Государственная регистрация коллективного знака


2016-02-29

Статья 1511. Государственная регистрация коллективного знака

1. К заявке на регистрацию коллективного знака (заявке на коллективный знак), подаваемой в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, прилагается устав коллективного знака, который должен содержать: 1) наименование объединения, уполномоченного зарегистрировать коллективный знак на свое наименование (правообладателя); 2) перечень лиц, имеющих право использования этого коллективного знака; 3) цель регистрации коллективного знака; 4) перечень и единые характеристики качества или иные общие характеристики товаров, которые будут обозначаться коллективным знаком; 5) условия использования коллективного знака; 6) положения о порядке контроля за использованием коллективного знака; 7) положения об ответственности за нарушение устава коллективного знака. 2. В Государственный реестр товарных знаков и свидетельство на коллективный знак в дополнение к сведениям, предусмотренным статьями 1503 и 1504 настоящего Кодекса, вносятся сведения о лицах, имеющих право использования коллективного знака. Эти сведения, а также выписка из устава коллективного знака о единых характеристиках качества и об иных общих характеристиках товаров, в отношении которых этот знак зарегистрирован, публикуется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в официальном бюллетене. Правообладатель уведомляет федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности об изменениях в уставе коллективного знака. 3. В случае использования коллективного знака на товарах, не обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками, правовая охрана коллективного знака может быть прекращена досрочно полностью или частично на основании решения суда, принятого по заявлению любого заинтересованного лица. 4. Коллективный знак и заявка на коллективный знак могут быть преобразованы соответственно в товарный знак и в заявку на товарный знак и наоборот. Порядок такого преобразования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности. Комментарий к Ст. 1511 ГК РФ 1. Абзац 1 п. 1 комментируемой статьи в отличие от п. 1 ст. 21 Закона о товарных знаках 1992 г. четко указывает на то, что заявка на регистрацию коллективного знака должна быть подана в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. 2. Из содержания п. 1 комментируемой статьи следует, что к заявке на регистрацию коллективного знака предъявляются установленные в ст. 1492 ГК РФ общие требования к заявкам на товарные знаки, проверка на соответствие которым проводится согласно ст. 1498 ГК РФ федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Кроме этого, подп. 2 п. 5 ст. 1492, п. 1 комментируемой статьи предписывают прилагать к заявке на регистрацию коллективного знака устав коллективного знака. Дата представления устава коллективного знака не учитывается при установлении даты подачи заявки и соответственно при установлении даты приоритета (см. п. 8 ст. 1492 ГК). 3. Положения комментируемой статьи содержат лишь минимальные требования к уставу коллективного знака. Устав должен содержать наименование объединения, уполномоченного зарегистрировать коллективный знак на свое наименование. Наименование объединения должно включать в себя и сведения о его организационно-правовой форме. Помимо этого в уставе должен быть приведен перечень лиц, имеющих право использования коллективного знака. Предполагается, что одновременно эти лица являются и участниками объединения. Лица, имеющие право использования, также должны быть указаны достаточно конкретно. В уставе должна быть указана цель регистрации коллективного знака. В качестве основной цели (в рассматриваемом контексте) указывается гарантирование наличия определенных характеристик у товаров или услуг, обозначенных данным коллективным знаком. Поэтому устав должен содержать перечень и единые характеристики качества или иные общие характеристики товаров, которые будут обозначаться коллективным знаком. Это особенно важно в случаях, когда коллективный знак призван гарантировать определенные качественные свойства товаров либо услуг. Лица, имеющие право использования коллективного знака, вправе обозначать им свои товары или услуги, только если товары и услуги соответствуют требованиям, установленным в уставе коллективного знака. Устав коллективного знака должен содержать условия использования коллективного знака. При этом следует иметь в виду, что в отличие от подп. 4 п. 1 комментируемой статьи условия использования коллективного знака, упомянутые в подп. 5 п. 1 этой же статьи, определяют не свойства товаров и услуг, а иные особенности использования знака. Условия использования могут устанавливаться по собственному усмотрению правообладателя (членов объединения). Вместе с тем оно ограничено общими положениями применимого законодательства, в особенности нормами законодательства о защите конкуренции (запрет введения потребителя в заблуждение и ограничение конкуренции). Устав коллективного знака должен содержать положения о порядке контроля за использованием коллективного знака. Если иное не установлено в уставе коллективного знака, право контролировать соблюдение требований устава лицами, имеющими право использования коллективного знака, принадлежит объединению лиц, являющемуся правообладателем <1>. В особенности это касается требований, устанавливающих стандарты соответствия товаров или услуг предусмотренным уставом характеристикам качества либо иным общим характеристикам. Как правообладатель коллективного знака, объединение лиц не только обладает правом, но и обязано принимать соответствующие меры для предотвращения использования коллективного знака, если использование противоречит требованиям устава коллективного знака. Следовательно, на правообладателя налагается обязанность по осуществлению контроля за соблюдением установленных в уставе условий использования коллективного знака. В связи с этим в уставе должно быть определено, каким образом объединение лиц будет контролировать соблюдение устава, в частности, установленных в уставе единых характеристик качества либо других общих характеристик товаров или услуг, условий использования коллективного знака и т.д. ——————————— <1> Рабец А.П. Указ. соч. С. 95; Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. 2-е изд. СПб., 2004. С. 614. Положения устава коллективного знака не должны иметь декларативный характер, поэтому в нем должны быть закреплены положения об ответственности за его нарушение. Такие положения призваны регулировать исключительно внутренние правоотношения между правообладателем и лицом, имеющим право использования товарного знака, они не затрагивают правоотношения с третьими лицами. Имеется в виду ответственность лиц, имеющих право использования товарного знака, перед правообладателем в случаях нарушения закрепленных в уставе коллективного знака условий использования знака. 4. В соответствии с п. 1 ст. 1497 ГК РФ орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности обязан проводить экспертизу заявок на регистрацию коллективного знака в числе заявок на регистрацию «обычных» товарных знаков на соответствие как формальным, так и материальным требованиям законодательства. 5. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает некоторые процессуальные особенности регистрации коллективных знаков, которые призваны в первую очередь гарантировать соблюдение закрепленных в уставе коллективного знака общих характеристик товаров или услуг. Помимо сведений, предусмотренных ст. 1503 и 1504 ГК РФ, в Государственный реестр товарных знаков и в свидетельство на коллективный знак вносятся также и сведения о лицах, имеющих право использования коллективного знака. Эти сведения, как и выписка из устава коллективного знака о единых характеристиках качества и об иных общих характеристиках товаров и услуг, которые могут быть обозначены данным коллективным знаком, должны быть опубликованы федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в своем официальном бюллетене. Федеральный орган исполнительной власти публикует и все изменения, связанные с регистрацией коллективного знака, о которых его обязан уведомить правообладатель коллективного знака (см. также комментарии к ст. 1503 — 1506 ГК). 6. Пункт 3 комментируемой статьи в совокупности с подп. 2 п. 1 ст. 1514 ГК РФ дополнительно к общим основаниям прекращения правовой охраны товарного знака предусматривает возможность полного либо частичного прекращения правовой охраны коллективного знака, если товары и услуги, обозначенные этим знаком, не соответствуют единым характеристикам качества либо иным общим характеристикам. Соответственно запись о регистрации коллективного знака может быть аннулирована, если коллективный знак не соответствует требованиям абз. 2 п. 1 ст. 1510 ГК РФ. Соответствующее заявление о досрочном прекращении правовой охраны может быть подано в суд (но не в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности) любым заинтересованным лицом. 7. Пунктом 4 комментируемой статьи предусмотрена возможность преобразования коллективного знака в товарный знак, и наоборот. Кроме того, и заявка на регистрацию коллективного знака может быть преобразована в заявку на регистрацию товарного знака, и наоборот. Необходимость преобразования коллективного знака в товарный знак может возникнуть, в частности, если в объединении лиц, являющемся правообладателем коллективного знака, осталось всего лишь одно предприятие, имеющее право использования коллективного знака <1>. Помимо этого преобразование коллективного знака в товарный знак возможно в случаях, если ассоциация или союз, на которые зарегистрирован коллективный знак, вследствие начала ведения предпринимательской деятельности преобразуются в хозяйственное общество или товарищество (абз. 2 п. 1 ст. 121 ГК). В качестве примеров преобразования «обычных» товарных знаков в коллективные можно привести следующие: «БЕРЕЗКА — BEREZKA» (33 класс МКТУ), БИОСУЛИН (5 класс МКТУ) — БИОСУЛИН (10 класс МКТУ). ——————————— <1> Орлова В.В. Обновленное российское законодательство о товарных знаках // Патенты и лицензии. 2004. N 4. С. 8. Процедура преобразования регламентирована федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, в подзаконных нормативных актах. Правила и порядок преобразования товарного знака в коллективный знак и наоборот установлены Приказом Минобрнауки России от 12 декабря 2007 г. N 346, утвердившим Административный регламент по ведению реестров.

Источник: http://stgkrf.ru/1511

← Назад к списку новостей