Статья 1508. Общеизвестный товарный знак


2016-02-26

Статья 1508. Общеизвестный товарный знак

1. По заявлению лица, считающего используемый им товарный знак или используемое в качестве товарного знака обозначение общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации на основании его государственной регистрации или в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории Российской Федерации, по решению федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности могут быть признаны общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, если этот товарный знак или это обозначение в результате интенсивного использования стали на указанную в заявлении дату широко известны в Российской Федерации среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя. Товарный знак и обозначение, используемое в качестве товарного знака, не могут быть признаны общеизвестными товарными знаками, если они стали широко известны после даты приоритета тождественного или сходного с ними до степени смешения товарного знака другого лица, который предназначен для использования в отношении однородных товаров. 2. Общеизвестному товарному знаку предоставляется правовая охрана, предусмотренная настоящим Кодексом для товарного знака. Предоставление правовой охраны общеизвестному товарному знаку означает признание исключительного права на общеизвестный товарный знак. Правовая охрана общеизвестного товарного знака действует бессрочно. 3. Правовая охрана общеизвестного товарного знака распространяется также на товары, неоднородные с теми, в отношении которых он признан общеизвестным, если использование другим лицом этого товарного знака в отношении указанных товаров будет ассоциироваться у потребителей с обладателем исключительного права на общеизвестный товарный знак и может ущемить законные интересы такого обладателя. Комментарий к Ст. 1508 ГК РФ 1. Продолжая традиции ранее действовавшего законодательства о товарных знаках, положения комментируемой статьи устанавливают возможность предоставления правовой охраны товарным знакам в соответствии с положениями одного из международных договоров, участницей которого является Российская Федерация. Такой договор — Парижская конвенция об охране промышленной собственности 1883 г. В силу положений ст. 6.bis этой Конвенции правовая охрана может возникать и без специальной регистрации, предусмотренной национальным законодательством. Отметим, что регистрационный порядок предоставления правовой охраны товарным знакам и соответственно предоставления исключительного права на них правообладателям является основным в нашей стране. 2. Комментируемая статья определяет круг обозначений, которые могут быть признаны общеизвестными на территории РФ, среди них: товарные знаки, охраняемые на территории РФ в результате их регистрации; товарные знаки, охраняемые в Российской Федерации в силу международных договоров (т.е. товарные знаки, охрана которых получена в соответствии с процедурой, предусмотренной Мадридским соглашением 1891 г. и Протоколом к нему); обозначения, используемые в качестве товарных знаков, но не имеющие правовой охраны на территории РФ (в частности, обозначения, на которые поданы заявки по национальной процедуре или для которых испрашивается охрана в соответствии с положениями Мадридского соглашения или Протокола к нему, но решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности еще нет). 3. Комментируемая статья не содержит определения общеизвестного товарного знака. Его не было ни в ранее действовавшем Законе о товарных знаках 1992 г., ни в Парижской конвенции 1883 г. Комментируемая статья устанавливает лишь условия, позволяющие уполномоченному органу (в настоящее время в России это федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности) признать товарный знак общеизвестным. К числу основных условий отнесены: — интенсивное использование обозначения; — широкая известность обозначения в Российской Федерации среди соответствующих потребителей; — широкая известность обозначения в отношении товаров лица, считающего свой товарный знак общеизвестным. 4. Комментируемой статьей указанные условия не детализированы. Практика правоприменения свидетельствует о следующих используемых подходах. Интенсивность использования оценивается исходя из конкретной ситуации, вида товарного знака, товаров и объема рекламной кампании, длительности периода освоения рынка и иных факторов. При этом надо отметить, что при оценке интенсивности использования учитывается не только территория РФ, во внимание также принимается использование обозначения и за пределами страны. Широкая известность обозначения является довольно сложным параметром, о котором можно судить по результатам опроса общественного мнения, сведениям о том, где и как упоминался товарный знак, и т.д. 5. Запрет на признание товарного знака общеизвестным, если он стал широко известен после даты приоритета тождественного или сходного с ним до степени смешения товарного знака, охраняемого в отношении однородных товаров, является весьма важным. Его цель — предотвращение конфликтов, которые могут возникнуть, если во внимание не принимаются исключительные права третьих лиц. 6. Федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности определены требования к заявлению о признании товарного знака общеизвестным в Российской Федерации. В настоящее время они содержатся в Правилах подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в палате по патентным спорам, Правилах признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации. Заявление о признании товарного знака общеизвестным оформляется на русском языке в произвольной форме. В нем, в частности, должно быть указано, с какой даты заявитель считает свой товарный знак общеизвестным на территории РФ; товары и (или) услуги, в отношении которых заявитель считает свой товарный знак общеизвестным, номер свидетельства на товарный знак или международной регистрации знака. В заявлении также указываются: фамилия, имя и отчество (если оно имеется) индивидуального предпринимателя или наименование юридического лица, подавшего заявление; место жительства индивидуального предпринимателя или место нахождения юридического лица, включая официальное наименование страны, а также номер телефона, электронной почты, факса (если они имеются). К заявлению должны быть приложены: документ, подтверждающий уплату пошлины в установленном размере; образец обозначения, для которого испрашивается признание общеизвестным в Российской Федерации товарного знака, описание к нему, выполненные в соответствии с установленными требованиями, в двух экземплярах (если такое обозначение не было зарегистрировано ранее); материалы, содержащие фактические данные, подтверждающие, по мнению заявителя, общеизвестность товарного знака. Для подтверждения интенсивного использования товарного знака, в частности на территории РФ, могут быть указаны: дата начала использования товарного знака, перечень населенных пунктов, где производилась реализация товаров, маркированных товарным знаком; объем реализации этих товаров; способы использования товарного знака; среднегодовое количество потребителей товара; положение изготовителя на рынке в определенном секторе экономики и т.п.; страны, в которых товарный знак приобрел широкую известность; затраты на рекламу товарного знака (например, годовые финансовые отчеты); стоимость (ценность) товарного знака в соответствии с данными, содержащимися в годовых финансовых отчетах; результаты опроса потребителей товаров по вопросу общеизвестности товарного знака, проведенного специализированной независимой организацией. 7. Общеизвестному товарному знаку предоставляется правовая охрана, предусмотренная для «обычных» товарных знаков, в рамках которой правообладатель имеет право использовать товарный знак, запрещать его использование третьим лицам, распоряжаться своим исключительным правом. Вместе с тем имеются некоторые исключения, в соответствии с которыми общеизвестным товарным знакам предоставляется более широкая правовая охрана. Следуя положениям ст. 16 Соглашения ТРИПС, комментируемая статья устанавливает, что правовая охрана общеизвестных товарных знаков распространяется и на товары, неоднородные с товарами, в отношении которых товарный знак признан общеизвестным. Однако данное установление применяется при соблюдении следующих условий: доказано наличие у потребителя ассоциативной связи между обладателем исключительного права товарами и неоднородными товарами, маркируемыми сходным или тождественным товарным знаком третьего лица; доказана возможность ущемления интересов правообладателя общеизвестного товарного знака. 8. Правовая охрана общеизвестного товарного знака действует бессрочно. Вместе с тем она может быть прекращена по основаниям, предусмотренным ГК РФ (см. комментарии к ст. 1512 — 1514).

Источник: http://stgkrf.ru/1508

← Назад к списку новостей